surveyharbor
anketka


Стили текста в русском языке: какие бывают и как выбрать правильный



Грамотно выбранный стиль изложения информации — это залог ее успешного восприятия читателем. Стили текста в русском языке призваны воздействовать на аудиторию и вовлекать ее. Уместность применения стиля зависит от факторов, которые будут описаны ниже.

Классификация

Что такое стили текста — это одни из основных речевых элементов. Отличаются друг от друга набором определенных стилистических элементов, структурой. Т.е. одно явление можно описать разными словами, которые будут понятны определенной группе людей. Проиллюстрируем примерами: информацию о снегопаде можно подать, как прогноз погоды, как штормовое предупреждение от служб МЧС, как стихотворение, или как отчет коммунальных служб.

Какие же бывают стили? Исторически сложившихся типов изложения материала в русском языке было 4, но затем из публицистического выделился отдельный тип — художественный. На данный момент специалисты выделяют 5 видов:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • художественный;
  • публицистический;
  • разговорный.

Каждый из них предназначен для общения в разных сферах человеческой деятельности, он несет определенную функцию, обладает специфическими чертами. Официально-деловой, научный и публицистический относят к книжным стилям, и противопоставляют их некнижному, т.е. разговорному. Почитайте также как делать рерайт текста.

Научный

Применяется при написании обучающей, специальной литературы, исследовательских и дипломных работах, диссертациях, научных трудах. Его главной целью является изложение исследовательского материала с описанием доказательств, закономерностей. Лексическая характеристика:

  • обилие терминологии;
  • сложно структурированные фразы;
  • местоимение «я» заменяется «мы»;
  • глаголов меньше, чем существительных.

Содержание исследования излагается в четкой логичной последовательности. Основная читательская группа — это ученые, специалисты, люди, интересующиеся наукой.

Официально-деловой

Применяется в делопроизводственной, административной, правовой сферах. В таком виде оформляется официальная документация. Главная цель изложения — это четкая передача официальной информации. Жанры:

  • законы;
  • конституция;
  • конвенция;
  • меморандум;
  • резюме;
  • расписка;
  • отчет;
  • служебная переписка.

Особенности: стандартизированность, отсутствие эмоциональности, наличие производственных, юридических терминов, аббревиатур, канцеляризмов.

Художественный

Целью художественного материала является эстетическое воздействие на человеческое воображение, при этом такие тексты могут быть информативными. Т.е. такие произведения являются носителями мыслей, чувств авторов. Разновидности:

  • стихотворения;
  • проза;
  • драматургия.

К стилевым особенностям относятся образность, эмоциональность, разнообразие средств выразительности. Основные жанры: рассказы, повести, драмы, комедии, гимны, стихотворения. Широко используются метафоры и эпитеты, большую часть произведения занимают прилагательные.

Публицистический

Материал, написанный публицистическим стилем направлен на информирование людей и воздействие на мнение общества по актуальным проблемам. Поэтому одновременно применяется как логичность, так и эмоциональность.

Направлен на массовую публику, поэтому выразительные средства должны быть понятны широкому кругу читателей, нередко используется образность, оценочность. Политическая и общественная лексика обязательные элементы таких статей. Жанры:

  • статья;
  • очерк;
  • фельетон;
  • репортаж.

Основные формы общения: массовый, неконтактный и косвенно-контактный.
Отличается многообразием тем, которые актуальны на данный момент, от описания бытовых случаев до обзоров по политическим событиям.

Разговорный

Используется при повседневном общении между людьми по разным вопросам. Для него характерна:

  • разговорная лексика;
  • обилие сленговых и просторечных слов;
  • оценочных суждений;
  • междометий;
  • иногда ненормативных выражений.

Слова эмоционально и экспрессивно окрашены. Предложения короткие, не всегда законченные, с использованием фразеологизмов. Разговорная речь определяет принадлежность человека к определенной социальной группе. В такой форме могут быть написаны посты в социальных сетях, заметки в блогах. Слова сопровождаются активной мимикой и жестами (невербальная коммуникация), которые несут дополнительную информацию.

Чтобы удержать внимание публики, каждый автор(копирайтер) должен разбираться в стилях. Нужно писать в понятной для своих читателей манере. Каждый из типов подачи материала имеет отличительные особенности, жанры, сферы использования, которые не позволят запутаться в них.

9. 3. 2021
)
Автор:


"© 2020 Все права защищены."